Добавить в закладки

Дорожный бетон: основные разновидности, сфера применения. Особенности промышленного изготовления

X

Содержание

История строительства дорог общественного пользования и специального назначения насчитывает многолетний опыт применения различных стройматериалов. Но только с началом использования бетона появилась возможность возводить по настоящему долговечные пути сообщения для различных видов транспорта.

В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет бетонное дорожное покрытие, каковы особенности его изготовления и как оно применяется по назначению. Итак, что собой представляет этот уникальный стройматериал и что его отличает от традиционных разновидностей цементосодержащих растворов?

На фото - распределение раствора в пределах разборной опалубки

На фото — распределение раствора в пределах разборной опалубки

Основные особенности дорожных бетонов и ЖБИ на их основе



Формирование верхнего слоя дорожного полотна

Формирование верхнего слоя дорожного полотна

Железнодорожный бетон, равно как и аналоги, используемые при укладке автомобильных путей сообщения, относится к группе тяжелых плотных цементосодержащих растворов.

К такой категории материалов предъявляются особые требования в виду перманентных механических нагрузок, воздействия ультрафиолетового излучения, попадания влаги и различных химических соединений. Кроме того, на дорожное покрытие из года в год воздействуют отрицательные температуры, что особенно актуально применительно к непростым отечественным климатическим условиям.

Таблица, в которой приведены вес, объем и размеры дорожных железобетонных плит

Таблица, в которой приведены вес, объем и размеры дорожных железобетонных плит

Дорожные бетоны по ГОСТу должны отличать следующие качества:

  • Приемлемая цена, в сравнении с обычными строительными растворами;
  • Морозостойкость (параметры рассчитываются в соответствии с климатическими особенностями региона);
  • Устойчивость к механическим нагрузкам;
  • Устойчивость к истиранию верхнего слоя полотна;
  • Гидрофобность покрытия (минимальная степень капиллярного просачивания влаги в толщу плит);
  • Устойчивость к попаданию и долговременному воздействию агрессивных химических веществ и соединений (включая различные ГСМ);
  • Точность конфигураций и типоразмеров (форма и размеры бетонных дорожных плит должны соответствовать единому стандарту).

Сфера применения готовых ЖБИ

На фото - стыковка бетонной плиты с асфальтовым покрытием

На фото — стыковка бетонной плиты с асфальтовым покрытием

ГОСТ на дорожные железобетонные плиты определяет применение этих изделий в качестве базы для устройства качественного и долговечного полотна автотранспортных трасс, трамвайных и ж/д путей, аэродромов и т.д. Также в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 плиты, выполненные из специальных высокомарочных бетонов, могут быть использованы при постройке автобанов.

Основные разновидности и их состав

На фото - отгрузка готового раствора

На фото — отгрузка готового раствора

В соответствии с нагрузкой на поверхность покрытия и в соответствии с условиями эксплуатации дорог, различаются следующие категории бетонов:

  • для однослойных монолитных покрытий;
  • для двухслойных покрытий;
  • для устройства основания капитальных сильно нагруженных конструкций, таких как аэродромы, магистральные трассы и т.д.

Современные дорожные бетонные блоки изготавливаются с применением тощих бетонов, которые характеризуются низким содержанием портландцемента и увеличенной долей щебня. Высокая прочность готовых ЖБИ достигается не за счет обилия высокомарочного цемента, а благодаря интенсивной уплотнительной укатке спецтехникой. При изготовлении блоков, вместо укатки, применяется воздействие прессом.

Бетонные дорожные плиты могут представлять собой монолитные конструкции, либо, в соответствии с параметрами расчетной нагрузки, могут быть выполнены в несколько слоев, имеющих разный состав и, как следствие, различные характеристики.

Важно: Независимо от количества слоев и назначения, плиты должны соответствовать повышенным требованиям в плане долговечности, износостойкости, механической прочности и устойчивости к негативному воздействию внешних факторов.

Особенности промышленного изготовления

На фото погрузка ж/б плит

На фото погрузка ж/б плит

Бетонное основание для дорожных знаков, равно как и само покрытие проезжей части, производится с применением промышленно изготовленных растворов. Рассмотрим особенности их изготовления.

При промышленном изготовлении тяжелых бетонов в качестве основы применяются пластифицированные или гидрофобные портландцементы. Содержание компонентов, входящих в состав готового раствора, варьируется в соответствии со спецификой использования готового покрытия.

Например, при формировании двухслойных фрагментов автотранспортных трасс для изготовления верхнего слоя применяются портландцементы с марочностью не ниже М-400. Кроме того, используется песок средних и крупных фракций, и среднеразмерный щебень (размер зерна не более 20 мм).

Важно: Используемый щебень должен иметь прочность на сжатие не менее 800 кг/м². При изготовлении раствора для формирования нижних слоев, можно применять крупнозернистый щебень с прочностью на сжатие не менее 600 кг/м². Также для этого слоя допускается применение цементов с меньшей марочностью, например М-300.

При промышленном изготовлении растворов для устройства покрытий ответственных и нагруженных трасс, расположенных в сложных климатических условиях, к составу предъявляются особые требования в плане морозостойкости.

Инструкция подбора ингредиентов, входящих в состав растворов, учитывает среднемесячные температурные показатели наиболее холодного времени года:

  • В регионах со среднемесячной температурой -15°С применяются бетоны со степенью морозостойкости от F200.
  • В регионах со среднемесячной температурой -5°С используются смеси со степенью морозостойкости F150;
  • В других регионах используются смеси со степенью морозостойкости F100.

Часто для возведения сильно нагруженных дорог в состав заливочных смесей механизировано или своими руками добавляются минеральные гранулы. Такая засыпка утрамбовывается в верхние слои покрытия и повышает его износостойкость, продлевая, таким образом, эксплуатационный ресурс полотна.

Эта технология повсеместно используется при строительстве взлётных и посадочных полос аэродромов, а также при обустройстве подъездных путей к погрузочно-разгрузочным терминалам и т.д.

Вывод

Теперь вы имеете общее представление о материалах и технологиях, с применением которых изготавливаются бетонные дорожные трубы и плиты. Знание производственных особенностей и требований, предъявляемых к таким ЖБИ, позволяет выбрать то изделие, которое в максимальной степени соответствует вашим потребностям.

Остались вопросы, требующие пояснений? Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.

загрузка...
Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Опубликовано: 26.02.2015

Остались вопросы? Задайте их в нашей группе вконтакте



Please leave this field empty.

Обязательно приложите ФОТОГРАФИЮ проблемы! Чем яснее проблема - тем проще ответить эксперту









Удалить

Удалить

Удалить

Удалить

Добавить файл

Ответ эксперта придет вам на почту. Обычно время ответа от 30 минут до 2 суток