Добавить в закладки

Асфальтобетонная смесь — оптимальный материал для укладки дорожных покрытий

X

Содержание

Данный материал представляет собой не что иное, как рационально подобранный состав битума, гравия, песка и в некоторых отдельно взятых случаях минерального порошка, которые перемешиваются между собой в определённых пропорциях в нагретом состоянии. Изготавливается асфальтобетонная смесь по ГОСТу 9128-2009.

 

Фото готового к использованию материала, который вскоре станет дорожным полотном

Фото готового к использованию материала, который вскоре станет дорожным полотном

Классификация смеси

Такие материалы классифицируются по нескольким основным параметрам, связанным непосредственно с составом самой смеси и характеристикам компонентов, из которых она состоит. Прежде всего, их классифицируют по виду минеральной составляющей:

Тип А. Такое буквенное обозначение говорит о том, что доля щебня в данном виде материала составляет от 50 до 60%.
Тип Б. В этом виде доля щебня уже снижена и варьируется в отметках от 40 до 50%.
Тип В. Как уже можно было заметить, чем дальше от начала алфавита, тем меньше доля минеральной составляющей. В данном типе она колеблется в районе 30-40%.
Тип Г. Этот материал, в отличие от всех вышеперечисленных, содержит не щебень, а песок. Обычно это песок, получаемый при отсевах дробления, либо его смесь с природным песком. Но в любом случае, доля содержания природного песка не превышает 30%.
Тип Д. Данный материал основан на природных песках и смеси природных песков с продуктами отсева дробления, при условии, что массовая доля этих продуктов не будет превышать величину в 70%.
Партия материала перед тем, как начинается отгрузка и укладка

Партия материала перед тем, как начинается отгрузка и укладка

Размер, марки, минералы

Также асфальтобетонные их можно классифицировать по размеру минеральных зёрен, присутствующих в ней.

Выделяют следующие 3 вида:

  • Песчаные. Размер зерна меньше 5 (мм).
  • Мелкозернистые. Размер зерна меньше 20 (мм).
  • Крупнозернистые. Размер зерна меньше 40 (мм).

Важно! Мелкозернистые смеси применяют как для укладки верхних, так и нижних слоёв любых покрытий или же оснований. Крупнозернистые, в свою очередь, используют только для укладки нижних слоёв.

Мелкозернистая смесь

Мелкозернистая смесь

Асфальтобетонные смеси делятся на марки. Марка зависит от прочности каменного материала, который в ней используется.

Всего существует 2 марки:

  • Вторая. Для такой марки применяют щебень 800-1000.
  • Первая. Для первой марки используется щебень 1000-1200.

Следующая классификация касается минеральной составляющей.

В зависимости от применяемого материала, смеси подразделяют на:

  • Песчаные.
  • Щебёночные.
  • Гравийные.

Также можно произвести классификацию по температуре, при которой происходит укладка смеси.

В зависимости от температурного режима выделяют следующие 2 вида:

  • Холодные. При укладке такой смеси, её температура не должна быть ниже пяти градусов по Цельсию.
  • Горячие. Температура такой смеси при укладке не должна быть ниже 120 градусов по Цельсию.

Важно! Любой завод, производящий эту продукцию должен иметь сертификат соответствия на асфальтобетонную смесь. Причём такой сертификат должен прилагаться к каждому типу смеси, которая производится на данном заводе.

Наличие сертификата подтверждает соблюдение технологии производства и выступает гарантом качества выпускаемой продукции.

Наличие сертификата подтверждает соблюдение технологии производства и выступает гарантом качества выпускаемой продукции.

Органоминеральные смеси

Помимо всех выше обозначенных классификаций, можно произвести ещё одно разделение на:

  • Органоминеральные смеси. Их получают путём смешивания битумной эмульсии и продуктов отсева дробления горного известняка. Стоит заметить, что известняк не должен быть ниже марки М800.

Эти смеси применяют в основном для ремонта асфальтобетонных покрытий дорог любого типа, будь то автомагистраль, пешеходная улица или городская площадь. Укладку можно производить при температуре окружающей среды не ниже -10 градусов по Цельсию. Храниться такая смесь может максимум 8 месяцев.

Рекомендации по укладке



Инструкция гласит, что производиться такой материал должен на заводе при положительных температурах, а отгрузка должна осуществляться в кузов автосамосвала (читайте также статью «Изделия из бетона и особенности их изготовления в домашних условиях»).

Органоминеральные смеси, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Песчаную, у которой максимальный размер зёрен не должен превышать 5 (мм).
  2. Мелкозернистую, для которой максимальный размер зерна составляет 10 (мм).

Щебёночно-мастичная смесь. Она применяется при укладке верхних слоёв автомагистралей, аэродромных покрытий, пешеходных улиц, городских площадей. Благодаря своим свойствам, такой материал усиливает сцепление с дорогой, что способствует повышению безопасности автомобильного движения.

Слой щебеночно мастичной смеси на дорожном полотне

Слой щебеночно мастичной смеси на дорожном полотне

Срок эксплуатации дороги, при укладке которой была применён этот материал, сильно увеличивается. По своей структуре эта смесь напоминает пористый асфальт. Но обладает перед пористым асфальтом тем преимуществом, что в ней пространство между каменным материалом заполнено на 94-97%, в то время как у пористого асфальта незаполненным остаётся порядка 20% это пространства.

Щебень

Согласно принятым стандартам, температура щебёночно-мастичной смеси при отгрузке должна быть в районе 150 градусов по Цельсию. По причине крайне высоких температур горячих смесей, необходимо проявлять крайнюю осторожность при работе с ними своими руками.

Эти смеси, в свою очередь, подразделяются на:

  1. В основе этих смесей лежит щебень, чьё максимальное зерно по размерам не превышает 15 (мм).
  2. Максимальный размер зерна щебёнки для этой смеси не должен превышать 20 (мм).
  • Литые смеси. Их применяют для ремонта и строительства автомобильных дорог, пешеходных зон, городских площадей. Используются для укладки верхнего слоя покрытия. Литые смеси практически незаменимы для ремонта дорог.

Особо это касается зимнего периода, когда температура окружающей среды падает в район -10 градусов по Цельсию.

Литая смесь в укладке

Литая смесь в укладке

Если обычные смеси можно применять, начиная ориентировочно с апреля месяца, то при помощи литых смесей можно латать дыры на дорогах круглогодично. Температура отгружаемой смеси подобного типа нередко составляет 220 градусов по Цельсию.

Когда ремонтные работы проводятся в зимних условиях, кузов автомобиля, в котором транспортируется материал к месту проведения работ, должен быть оборудован специальным теплоизоляционным бункером. Его размер 8 тонн, и он оснащён смесителями, которые постоянно перемешивают смесь, и непрерывно работающими горелками, которые не позволяют ей остывать.

Преимуществом использования литой смеси в зимний период является и тот факт, что её можно класть прямо на мокрую поверхность.

Работы по укладке асфальтобетонной смеси

Работы по укладке асфальтобетонной смеси

Важно! Высокая температура укладываемой смеси предопределяет её большую подвижность, что в свою очередь, позволяет ей прогревать, высушивать и сглаживать края ям и выбоин, в которые она заливается.

Таким образом, без применения катков, асфальтоукладчиков и прочей громоздкой техники, достигается очень высокий уровень сцепления нового слоя асфальтобетона со старым слоем.

Для того чтобы придать дорожному покрытию полагающуюся ему шероховатость, после провидения укладки на поверхности рассыпают мелкий щебень, который потом равномерно распределяют по всей площади.

Шероховатость необходима для улучшения сцепления с дорогой. После того как литая смесь застынет, образуется очень прочное покрытие, которое будет устойчиво к любым видам деформации.

Водонепроницаемость и морозостойкость такого покрытия также находятся на высшем уровне. Устойчивость к износу, как и все предыдущие параметры, не вызывает никаких претензий со стороны участников дорожного движения.

Дорожная заплатка

Дорожная заплатка

Отдельного упоминания заслуживает такой важный параметр, как вес асфальтобетонной смеси на 1 м3. Значение этого показателя могут варьироваться в зависимости от типа смеси и зернистости наполнителя. Но в целом можно сказать, что один кубический метр такого материала весит в пределах от 2200 до 2450 килограмм.

Приёмка

Существуют свои нюансы и в правилах приёмки готовой к употреблению смеси. Так, например, приёмку всегда производят партиями.

Партией, в данном случае, считается односоставная смесь, которая была произведена на одном станке в течение одной рабочей смены на заводе. По количественным параметрам существует разница для холодных и для горячих смесей.

Если для горячих количество не должно превышать 600 тонн, то для холодных смесей этот показатель уже не должен превышать отметку в 200 тонн. Если холодную смесь помещают для дальнейшего хранения на склад, то технология допускает её хаотичное перемешивание с ранее хранившейся на складе, при условии, что оби смеси имеют идентичный состав.

Оборудование по производству

Оборудование по производству

Так как количество смеси определяют, как уже стало понятно, исключительно по весу, то возникает необходимость во взвешивании. Его обычно производят на железнодорожных, или же на автомобильных весах. Если отгрузка осуществляется на судно, то замеряют осадку корабля после приёмки всего груза.

Для того чтобы можно было проверить соответствие отгружаемого товара, заявленным характеристикам, предусмотрены периодические и приёмосдаточные испытания. Для каждой из этих процедур разработаны свои протоколы и условия провидения испытаний.

Готовый и отгруженный асфальтобетон

Готовый и отгруженный асфальтобетон

Провидение таких испытаний имеет смысл даже в том случае, когда у производителя есть на руках сертификат на асфальтобетонную смесь. Дополнительная проверка станет ещё одним подтверждением соответствия характеристик товара заявленным требованиям.

Испытания призваны на практике установить значение таких показателей, как:

  • Предел прочности на сжатие при разных температурных режимах.
  • Устойчивость к агрессивному воздействию водной среды.
  • Водонасыщение. Этот показатель измеряют как у холодных, так и у горячих смесей.
  • Определение зернового состава также является обязательным для выполнения условием проверки.
Применение горячего материала для латания дорожных дыр

Применение горячего материала для латания дорожных дыр

После того, как проверка была проведена, покупателю выдаётся на руки документ, удостоверяющий, что материал полностью соответствует всем требованиям. Следует сказать, что документ может относиться только к одной определённой партии.

Следовательно, если происходит отгрузка нескольких партий, необходимо проводить экспертизу каждой отдельно взятой партии. И соответственно на каждую партию будет выписан отдельный удостоверительный документ.

Процесс отгрузки горячей смеси

Процесс отгрузки горячей смеси

На сегодняшний день не существует конкурентоспособных аналогов асфальтобетонных смесей. Их высокие функциональные характеристики, привлекательная цена и удобство использования делают их основным материалом для укладки дорожного покрытия, будь то автомобильные дороги, либо пешеходные зоны.

Вывод

Какой бы материал не использовался, асфальтобетонная смесь марки 1 тип А или другая, все равно самостоятельно уложить ее практически нереально (см.также статью «Современные бетонные заборы, их виды и назначение»).

А предложенное видео в этой статье призвано объяснить, как работает смесь после ее укладки на полотно дороги спецтехникой.

загрузка...
Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Опубликовано: 01.03.2015

Остались вопросы? Задайте их в нашей группе вконтакте



Please leave this field empty.

Обязательно приложите ФОТОГРАФИЮ проблемы! Чем яснее проблема - тем проще ответить эксперту









Удалить

Удалить

Удалить

Удалить

Добавить файл

Ответ эксперта придет вам на почту. Обычно время ответа от 30 минут до 2 суток