Шов бетонирования: причина возникновения, места расположения, правила обустройства
Холодный шов бетонирования – это наиболее слабое место бетонной конструкции. И если о нём не позаботиться должным образом, то такая халатность в итоге может привести к печальным последствиям, размах которых будет зависеть от величины и назначения постройки. Данную статью мы посвятим именно этой проблеме и её решениям.
Создание швов
Что же может привести к возникновению столь уязвимых зон в, казалось бы, безупречном и столь крепком монолите?
Причина возникновения
Для общего и более глубокого понимания можно провести миниатюрный опыт в домашних условиях:
- Берём любой канцелярский клей и ставим две капли на гладкую поверхность так, чтобы растекаясь, они соединились.
- После застывания они образуют единый и нераздельный комочек силикона.
- Теперь капнем на него ещё одной каплей и дождёмся её засыхания, после чего проделав некоторые манипуляции, без особых затруднений сможем её отсоединить от основной массы.
Также точно происходит и в процессе бетонирования. Маленькие объекты чаще всего удаётся залить одним заходом и тогда, как в нашем опыте, образуется цельный монолит. Но если объёмы слишком велики, и ранее уложенный бетон успевает схватиться, для чего порой достаточно пяти часов, то свежему раствору попросту не за что зацепиться и образуется ненадёжная линия стыка.
Рабочий шов при бетонировании получает понижение множества технических характеристик, к которым относятся:
- прочность;
- морозостойкость;
- влагонепроницаемость.
Что в результате негативно сказывается и на долговечности постройки. Но это всё в полной мере справедливо, если оставить этот процесс без контроля. В случае же правильного обустройства стыковочного места, вы можете быть уверенны в надёжности всей конструкции.
Места расположения
Совет: не допускайте спонтанного образования холодных швов.
Если вы уверенны в их неизбежности, то создайте своими руками в заранее выбранной безопасной зоне.
Так получится свести к минимуму связанные с ними риски.
Безопасные для образования швов места в разных конструкциях:
Название конструкции | Область расположения шва |
Колонна | Низ прогонов, подкрановая консоль, балка, верхняя часть фундамента или подкрановой балки |
Крупная балка, соединяющаяся с плитой | На расстоянии тридцати сантиметров вниз от нижней поверхности плиты |
Плоская плита | Любой участок, который параллелен меньшему сечению объекта |
Ребристое перекрытие | В средней трети |
Отдельная балка | В средней части пролёта |
Более сложные инженерные конструкции, такие как арки, мосты, своды | Строго в соответствии с оговорённым проектом, который контролирует соответствующий СНиП на рабочий шов |
Совет: также обязательно учитывайте то, что стыки должны иметь горизонтальное или хотя бы вертикальное положение.
Избегайте образования диагоналей, иначе даже алмазное бурение отверстий в бетоне где-то рядом за счёт распространения вибрации сможет спровоцировать излом или растрескивание.
Правила обустройства
Инструкция создания холодных швов бетонирования выглядит следующим образом:
- Выбираем наиболее подходящее место согласно вышеописанным рекомендациям и заливаем первую порцию бетона до того уровня.
Совет: не следует приступать к заливке нового раствора до тех пор, пока прежний не наберёт прочность в 1,5 Мпа. Это необходимо для того, чтобы не нарушить его структуру.
- Очищаем схватившуюся поверхность одним из представленных в таблице механических способов:
Метод очистки | Особенности |
Металлической щёткой | Низкая цена, простота эксплуатации, но применительно только для свежего бетона возрастом в несколько дней |
Фрезерованием | Достаточно эффективный и доступный способ удаления не только грязи, но и цементных наплывов, требует некоторых навыков обращения с соответствующим аппаратом |
Пескоструйкой | Дорогое оборудование, требующее определённого умения эксплуатации, зато позволяет добиться абсолютно чистого покрытия |
- Остатки мусора смываем водой или воздушной струёй из компрессора.
- Усиливаем адгезию поверхности застывшего бетона.
Здесь можно применить несколько способов, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом:
- Создать насечки при помощи долота и молотка или перфоратора. Это в особенности стоит сделать в том случае, если цементное покрытие гладкое и имеет солидный возраст.
- Обработать грунтовкой глубокого проникновения. Это позволит создать тонкий полимерный слой, который имеет идеальное сцепление с любыми материалами и растворами.
- Армировать мелкоячеистой металлической сеткой. Она предоставляет множество равномерно распределённых точек качественного сцепления, плюс усиливает прочность самого шва.
- Монтаж двухсторонней оцинкованной шпонки. Образует достаточно крепкое и надёжное соединение двух монолитов.
- Далее заливаем сначала тонкий в несколько сантиметров слой бетона, давая ему возможность вступить в контакт с камнем строго покрытия.
- Через пару часов заливаем весь необходимый объём цементной смеси.
Совет: при больших объёмах бетонирования стоит воспользоваться специальными модификаторами, которые замедляют процесс застывания смеси.
Так вы сможете хотя бы сократить количество швов.
Другие швы
Есть ещё такое понятие, как термошов в бетоне, который предназначен для компенсации температурного расширения. Дело в том, что замешиваемый для бетонирования раствор в процессе изменения температуры способен увеличивать свой объём, что может привести к повреждению других элементов постройки и появлению мелких трещин по всей площади заливки.
Для его создания применяется резка железобетона алмазными кругами. Точнее мы осуществляем ровные надрезы в определённых местах и заполняем их силиконом или другим наполнителем, обладающих схожими характеристиками. Таким образом, увеличивающаяся цементная плита лишь сожмёт созданный искусственно зазор, вместо того чтобы ломать стены и колонны.
Разделяют три вида компенсационных швов:
Название | Область нанесения и назначение |
Конструкционный | В месте соприкосновения со старой бетонной стяжкой, не даёт совершиться столкновению двух плит |
Усадочный | По осям колон для контроля возникновения мелких трещин |
Изоляционный | Вдоль всех стен и вокруг колон, предотвращает давление на структуру здания |
Важно не путать холодные швы с температурными и их назначение.
Заключение
Бетонную конструкцию не всегда получается вылить одним заходом. Это приводит к возникновению рабочих швов. Такой процесс необходимо контролировать, чтобы иметь возможность располагать столь уязвимые элементы в безопасных местах и обеспечивать им достаточно высокую прочность.
Сюда входит очищение стыковочной поверхности и увеличение её адгезивных свойств. Пренебрежение правилами и рекомендациями обустройства бетонных дефектов такого рода может привести к катастрофическим последствиям.
Видео в этой статье предоставит вашему вниманию на рассмотрение дополнительную информацию, имеющую непосредственное отношение к вышеизложенным материалам.
Успешного вам бетонирования!