Как укладывается тротуарная плитка на бетонное основание
С каждым годом обустройство территории при помощи плитки для тротуаров становится популярным. Ее укладывают повсеместно, на дачах, в городских дворах, детских площадках, автостоянках и конечно в частном строительстве.
Укладка тротуарной плитки на бетонное основание, занимает особую нишу. Она используется в местах, где требуется повышенная устойчивость и долговечность, но это не значит, что ее нельзя уложить своими руками.
Совет: укладка тротуарной плитки на бетонное основание занятие трудоемкое, требующее внимательности, определенного профессионализма и некоторых затрат. Поэтому объемные площади автостоянок оставьте профессионалам. Но облагородить отмостку возле дома или небольшой дворик вы сможете сами.
Чем хорош данный способ
Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание позволяет обустроить дорожные поверхности, подвергающиеся серьезным нагрузкам.
Кроме того, этот способ хорош тем, что такая дорожка, при правильной укладке, прослужит намного больше, нежели при традиционном обустройстве на щебень и песок.
- Дело еще в том, что при традиционной укладке, основу нужно достаточно хорошо утрамбовать. Но как ее не трамбуй, под нагрузкой она, в любом случае, местами проседает или сдвигается. Бетонный монолит лишен этого недостатка.
- Если вы решили уложить отмостку, то бетонная подушка с хорошей гидроизоляцией вам просто необходима.
- Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание, по мнению специалистов, незаменима для обустройства покрытия на пучинистых грунтах. Зимние морозы и связанные с ними подвижки почвы монолитной плите не страшны.
- Сама по себе инструкция по укладке на ровную плиту своими руками несложная. Главное, перед тем, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, обеспечить хороший водоотвод и дренаж. Монолитная основа не пропускает влагу, зимой или в межсезонье это может быть опасно.
Технологические этапы монтажа
Как говорилось ранее, обустройство дорожки на бетонной плите считается более сложным процессом, чем монтаж на песчано-гравийную подушку. В случае несоблюдения технологии, демонтировать такую конструкцию будет проблематично (читайте также статью «Канализация из бетонных колец: рекомендации по строительству»).
Разметка и подготовка территории
Все подобные работы начинаются с разметки. Для этого используются деревянные или металлические колышки, на которых закрепляется разметочная нить, ориентир.
От точности разметки, во многом будет зависеть качество укладки.
- Особое внимание нужно уделить уклону дорожки. Традиционно уклон делается в пределах 1 — 3º, на 1 погонный метр, для обычных поверхностей. И до 5º при монтаже отмостки.
- За разметкой, делается выемка грунта. Общий размер дорожного «пирога» будет порядка 400 мм. Отсюда рассчитывается глубина выемки грунта, с учетом того, что дорожка должна быть выше грунта, плюс иметь скат для дренажа. В среднем это порядка 20 – 25 см.
Установка бордюра
Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно обустроить само основание, а это конструкция тяжелая и многослойная. Большинство специалистов советуют начинать с установки бордюров.
Они будут исполнять роль естественной опалубки.
В противном случае, вам нужно будет смонтировать опалубку и после монтажа дорожки, все равно устанавливать бордюр.
- Траншея под бордюр выкапывается ниже уровня основной кладки. Как правило, глубина траншеи составляет порядка 30 см ниже подошвы бордюрного блока. Расчет глубины должен производиться исходя из того, что верхний край блока монтируется ниже уровня дорожки на 20 – 30 мм. Это необходимо чтобы блок не мешал оттоку воды.
- Изначально, в траншею засыпается щебень, на уровень 100 – 200 мм и хорошо трамбуется. После чего заливается раствор на толщину до 20 мм и устанавливается сам блок. Через сутки, когда цемент схватится, можно начинать строительство дорожки.
Совет: когда выполняется разметка, колышки нужно вбивать как можно чаще. Учитывайте, что даже при хорошей натяжке крепкой нити, провисание на 1 погонный метр, составит 1 мм.
Обустройство бетонной основы
После выемки грунта, поверхность тщательно выравнивается и утрамбовывается, с учетом уклона.
На дно можно постелить 1 – 2 слоя геотекстиля, согласно технологии он необходим для защиты от прорастания зелени, но по нашему мнению, через бетонную плиту зелень и так не пробьется.
Важно: если обустраивается отмостка по периметру строения, для улучшения гидроизоляции, дно нужно застелить рубероидом в 1 – 2слоя.
- Нижний слой засыпается щебнем на толщину 150 – 200 мм. Щебень также должен быть хорошо утрамбован.
- Если планируется монтаж покрытия под большие нагрузки, то на щебневую подушку укладывается арматурный каркас, с сечением прута около 10 – 12 мм. Для широкой пешеходной дорожки можно использовать сетку рабица. Узкие дорожки и придомовые отмостки, можно вообще не армировать.
- Толщина самого монолитного слоя для автостоянок с большегрузными автомобилями или иных подобных сооружений, может доходить до 200 мм. На пешеходной дорожке достаточно 100 – 150 мм.
- Бетон, как правило, используется марки М100 — М200. Чем выше марка бетона, тем он быстрее будет застывать и дольше простоит, но и цена у него также будет значительно выше. В таблице приведены основные пропорции закладки для различных марок бетона.
Важно: на больших площадях, нужно обязательно делать демпферные швы для компенсации напряжений. В среднем каждые 2,5 – 3м².
Укладка плитки
Ответ на вопрос — как укладывать тротуарную плитку на бетонное основание, достаточно прост. В двух словах, процесс похож на монтаж кафеля.
Разница лишь в том, что тротуарное покрытие можно монтировать на мокрый раствор песка с цементом, на сухой раствор песка и цемента в той же пропорции или на специальный строительный клей.
- При сухой укладке, идет значительная усадка, поэтому с этой смесью работают больше профессионалы. Цена строительного клея достаточно высока. Наиболее рентабельным является вариант с цементно-песочным раствором.
- В данном случае раствор готовится без добавления щебня, из просеянного песка и цемента. Марка делается на порядок выше, чем на подстилающем монолите и немного гуще.
- Сначала плитку лучше уложить насухо, выкроить и пронумеровать края со сложными деталями. Для выкройки используется резка железобетона алмазными кругами. В случае, когда нужно пробурить технологическое отверстие, то используется алмазное бурение отверстий в бетоне.
- На бетонное основание кельмой накладывается раствор толщиной 20 – 30 мм и устанавливается плитка. Плотная подгонка делается при помощи резиновой киянки. Для обустройства зазора 3 – 5 мм, используются пластиковые крестики. Важно сразу контролировать уклон.
- После схватывания раствора 2 – 3 суток, щели между блоками при помощи веника заполняются просеянным песком. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.
Вывод
Если вы все же решили укладывать покрытие на сухой раствор, то толщина отсыпки также делается в районе 30 мм. Но здесь времени на усадку нужно давать не менее 3 недель. Только после этого можно затирать швы между блоками (см.также статью «Мелкозернистый бетон – особенности и приготовление раствора»).
На видео в этой статье вы можете почерпнуть для себя некоторые технологические моменты.