Бетонные бортовые камни – эффективный элемент ландшафтного благоустройства
Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.
Предназначены они для следующего:
- разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
- обособления трамвайных путей;
- для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.
Особенности изготовления и укладки
- Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
- Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.
Производство изделий
Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:
- бетон;
- железобетон;
- природный камень;
- гранит.
Обратите внимание!
Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.
Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.
В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.
Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.
- На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования. Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
- Метод опалубочного бетонного литья менее надежен. Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.
Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:
- магистральные;
- садовые;
- мостовые;
- дорожные.
Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.
Технологии монтажа
Бортовой камень можно монтировать разными методами.
Стандарты выделяют два из них.
- Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью Скульптуры из бетона: особенности.)
- Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.
Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.
ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.
- «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).
Обратите внимание!
Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.
Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.
- «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).
При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.
Например, при монтаже конечных участков ограждений.
- Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
- Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.
Стандарты размеров и качества
Бетонные и железобетонные бортовые камни обозначаются, исходя из требований ГоСТа №23009/78.
Категория изделия представляет собой буквенно-цифровые группы, которые разделены тире.
- Первая из них указывает тип изделия, его высоту, длину и ширину в сантиметрах, а также для криволинейных бордюров и радиус кривизны в метрах.
- Вторая группа озвучивает класс использованной напрягаемой арматуры.
Для примера обозначений возьмем бортовые бетонные камни марки 300.
- БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
- БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
- БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).
Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.
Вывод
Бортовые камни увеличивают прочность дорожного полотна и повышают безопасность пешеходов. При этом они могут и повысить эстетичность окружающего ландшафта. (См. также статью Фигуры из бетона: как сделать.)
Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.
А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.