Бетонные дорожки в саду: особенности изготовления опалубки, подушки. Заливка
Если вы решили обустроить бетонные дорожки в саду своими руками, то вам для этого необходимо, по крайней мере, две вещи, без которых ни в коем случае не обойтись — это строительные материалы и элементарные строительные навыки. Конечно, такие декоративные тротуары послужат не только средством сообщения между некоторыми пунктами, но и украшением зелёной зоны и могут стать неотъемлемой частью дизайна.
О том, как это сделать, мы поговорим ниже, и в дополнение к сказанному посмотрим видео в этой статье по данной теме.
Что для этого требуется
Подготовительные работы
- В первую очередь, вам придётся определить место расположения будущей дорожки и её размеры и для этого необходимо произвести определённые земляные работы, как это показано на фото, которое находится выше. Это означает, что вам следует отбить трассу определённой ширины, а вот глубина копки будет больше зависеть от грунта, но в любом случае, даже если вы делаете это на дёрне, вам придётся углубиться хотя бы на 5 см, но это для твёрдой почвы, а вообще желательно уйти глубже. Конечно, вам не нужно будет ходить с рулеткой, замеряя глубину каждого погонного метра — просто копайте на полштыка лопаты, а если грунт мягкий, то на полный штык.
- Постарайтесь, чтобы края углубления получились чёткими и точно определяли контур будущей заливки, а для этого вам нужно лопатой отбить эти две противоположные линии, ориентируясь на которые вы и будете делать углубление. После того, как вы выбросите всю землю, которую откопали, вам нужно будет спланировать дно это небольшой траншеи — уровень здесь, конечно, ни к чему — нивелируйте её «на глаз». Ни в коем случае не оставляйте там корней деревьев, в противном случае они через время (год или даже три) разорвут бетон и вам придётся демонтировать целый участок дорожки для того чтобы удалить этот корень.
Опалубка и подушка
После того, как вы прокопали необходимое углубление на трассе будущей садовой дорожки, вам нужно будет смонтировать опалубку из пиломатериалов (как укрепить такую конструкцию, видно на верхнем изображении). Если тротуар у вас будет ровным, без плавных или резких закругленных изгибов, то для отбортовки очень удобно использовать обрезную доску, можно «дюймовку» и даже тоньше, хотя здесь подойдёт любая толщина.
Скорее всего, вы не будете делать поверхность заливки сферической — это очень неудобно — поэтому сделайте небольшой уклон в одну сторону (примерно, на 3-5 мм, в зависимости от ширины).
Если тротуар у вас будет с округлыми зигзагами, то доски для отбортовки вам не подойдут — вы их не сможете выгнуть подобающим образом. В таких случаях можно использовать фанеру или ОСП любой толщины, только для этого лист нужно будет порезать на полосы определённой ширины.
Некоторые дачники умудряются также использовать для фигурной опалубки ПВХ вагонку шириной 12,5 мм, если таковая имеется в наличии — одна полоса имеет 6м длины, а её внутренняя часть очень гладкая и ровная — лучше не придумаешь.
Мы продолжаем говорить о том, как правильно бетонировать дорожки, и переходим от опалубки к песочно-щебневой подушке, которая будет служить основанием для будущей заливки, как того требует любая инструкция по бетонированию площадок и фундаментов.
На дно мини-траншеи нужно засыпать пласт песка, толщиной не менее 20 мм, тщательно его утрамбовать, а затем уложить поверх него слой щебня или гравия для бетона не менее 20-30 мм высотой — так вы сможете обеспечить хорошую основу для бетона, которая не позволит ему деформироваться.
Но иногда этого недостаточно — в случае, если у вас на участке пучинистый грунт — тогда поверх подушки лучше всего уложить штукатурную сетку или просто армировать бетон кусками любой проволоки (подойдёт любая — медь, алюминий, катанка).
Бетон
Возможно, вы захотите использовать декоративный бетон для наливных дорожек, то есть вместо обычного цемента применять цветной, но в пропорциях это ровным счётом ничего не меняет — пропорции сыпучих строительных материалов остаются такими же, как на таблице вверху.
Вам остаётся только выбрать подходящую для вашего случая марку, а зависеть это будет от того, как вы будете использовать залитый раствор — он может быть черновым основание для той же тротуарной плитки, а может быть окончательным лицевым покрытием. Если это черновое основание, то вам будет достаточно М150-М250, а вот если это будет лицевое покрытие, то ниже М300 опускаться не следует — слишком быстро произойдёт разрушение.
Примечание. Учитывая тот фактор, что нагрузка на садовую дорожку не бывает большой, то можно несколько видоизменять состав бетона.
Для этого вы попросту заменяете гравий и песок на одинаковое количество отсева.
Например, если для раствора М300 вам на один килограмм цемента М400 потребуется 1,9кг и 3,7кг щебня, то вместо них можно пустить 1,9+3,7=5,6кг отсева.
Конечно, можно пойти наиболее простым путём — залить опалубку низкой маркой бетона и установить поверх него дощатое покрытие, но тут, скорее всего, возникнет вопрос, чем покрасить деревянный тротуар, ведь на улице пиломатериалы долго не застаиваются — гниют.
А так как покрасить их один раз будет недостаточно — ЛКМ попросту сотрётся и это придётся делать, минимум, раз в два года, то лучше уж потратиться на террасную доску из деревопластика или на тротуарную плитку.
Практика показала, что при изготовлении бетона в первую очередь следует растворить в воде цемент, а затем добавлять в полученную жижу песок и щебень — это чуть ли не в три раза повышает качество застывшего бетонного раствора. Поэтому, будете ли вы замешивать бетон в бетономешалке или это будет обычное корыто — в первую очередь налейте туда воды (немного меньше нормы) и размешайте в ней необходимую пропорцию цемента.
Если у лопастей бетономешалки сбивается раствор, то его не обязательно каждый раз вычищать мастерком или лопатой — просто перед тем как размешать цемент, бросьте в барабан лопату щебня и прокрутите его в течение 30-60 секунд — скопления разобьются.
Заливка
Размешанный раствор выбрасываете в опалубку, разравниваете его мастерком или лопатой, а затем срезаете лишнее правилом, но после такой процедуры в любом случае останутся различные выемки и неровности. Но их заполняют смесью заново и повторно стягивают правилом — это продолжается до тех пор, пока перед вами не будет ровная поверхность — в первое время она будет блестящей от проступающей наверх воды, почти как зеркало.
Через несколько часов цемент начнёт схватываться и для того чтобы на поверхности не образовывались мелкие трещины, её затирают тёркой или полутёром, при необходимости заделывая различные участки цементно-песочной смесью (просто отбираете раствор без щебня).
Так как залить бетонную дорожку можно только целиком, а не по частям, то может возникнуть опасность разрыва застывшей массы под воздействием температурных перепадов.
Для этого через каждые 2-3 м делают термические или температурные швы, отсекая раствор прокладкой из битумной бумаги. Если вы не позаботились об этом сразу, то вам поможет резка железобетона алмазными кругами с помощью болгарки — просто размечаете тротуар и делаете на нём разрезы.
Примечание. В тех случаях, когда после застывания бетона вам понадобится вдруг, смонтировать на дорожке светильник, то можно использовать алмазное бурение отверстий в бетоне — для этого существуют специальные корончатые фрезы, диаметр которых можно подобрать по ножке устанавливаемого фонаря.
Заключение
После того, как вы снимете опалубку, засыпьте пространство песком и утрамбуйте его – так, цена вашей работы будет оправдана. Если этого не сделать, то останется опасность сдвига бетонной массы.