Какой бывает тип асфальтобетона: состав смеси, оформление дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Для постройки дорог и облагораживания территории повсюду применяется асфальтобетон, который гарантирует качество и долговечность покрытия. В его состав входит дорожный битум и смесь природных минералов. Каждый тип асфальтобетона используется в разных случаях, поэтому об этом и поговорим ниже.
Минералы обеспечивают высокую прочность покрытия, а битум выступает в качестве связующего вещества, цена смеси зависит от качества используемых в ней материалов. Технология укладки однотипная по всему миру, но качество зависит от современных добавок. Как вы уже поняли, в основе рассматриваемой нами смеси присутствует асфальт и бетон.
Состав асфальтобетонной смеси
Количественный, качественный и фракционный состав определят ГОСТ 9128-2009. В него входит гравий и щебень, который измельчается до такой степени, что напоминает крошку. Туда же добавляют песок, битум – смолоподобный продукт, которому как всем смолам, характерны связующие свойства только в разогретом состоянии.
Обратите внимание!
В небольшом количестве асфальтобетон можно укладывать своими руками.
Важно!
Асфальтовую смесь всегда укладывают горячей.
Однако разработана технология, позволяющая получить битум вязкой консистенции при температуре +5 ˚С. Сегодняшние методы переработки нефти позволяют получить данный материал, который не застывает при температуре до -30 ˚С. Если используется теплый асфальтобетон, ним можно работать и при температуре -5 ˚С.
По содержанию минеральных веществ асфальтобетонную смесь можно классифицировать на несколько групп:
- А – содержит 50-60% гравия или щебня;
- Б – содержит 40-50% гравия или щебня;
- В – содержит 30-40% гравия или щебня.
Размер фракция щебня или гравия определяется ТУ-5718.030.01393697-99. Руководствуясь техническими условиями, в смесь асфальтобетона добавляют щебень размером в 10-20 мм для укладки в качестве верхнего слоя дорожного покрытия.
Технология считается стандартной и нашла применение повсюду, но от нагрузки и сложности условий эксплуатации зависит, какие полимеры и поверхностно-активные вещества будут добавлены в нее.
Виды
Рассмотрим, какой бывает асфальтобетон и где он применяется:
Песчаный | Предназначен для:· ямочного ремонта тротуаров и дорожного покрытия (зимой и весной);· заливки трещин;· гидроизоляции;· крыш. |
Мелкозернистый | Инструкция рекомендует использовать материал для создания верхнего слоя:· подъезды к домам, автомобильные стоянки;· проезжей части дорожного полотна с небольшой и высокой интенсивностью;· выравнивая основания. |
Крупнозернистый | Предназначен для изготовления нижнего слоя дорожного полотна. |
Дренирующий | Имеет пористую структуру и используется для быстрого отвода дождевой влаги с дорожного полотна. Обычно его настилают в качестве нового слоя по уже подлежащему ремонту старому. |
Литой асфальтобетон
Современные технологии внесли свои корректировки в состав асфальтобетонной смеси. С каждым годом, нагрузка на дорожное покрытие возрастает, что спровоцировало поиск новых составных компонентов, которые смогут улучшить ее характеристики.
Результатом такой работы стало появление литого асфальтобетона, который используется как для укладки новых дорог, так и для ремонта уже эксплуатируемых. Разработанную технологию определяет ГОСТ 54401-2011 и предполагает укладку дорожного покрытия без укатывания (уплотнения).
Температура смеси должна соответствовать 190 ˚С, чем выше температура, тем она пластичнее. Для этого состава характерны хорошие пластичные свойства благодаря полимерным составляющим.
В состав литого асфальтобетона входит большее количество битума и полимерных добавок, объем минералов соответственно снижен. Количество щебня для бетона, размером до 5 мм, может варьировать от половины массы до нуля. Для смеси характерна минимально возможная зернистость, в результате чего она имеет тягучую консистенцию, которая совсем не требует уплотнения.
Благодаря полимерно-битумному связующему улучшены физические свойства.
Верхнему слою дорожного покрытия из литого асфальтобетона характерна:
- высокая прочность;
- износостойкость;
- целостность;
- большой срок службы без ям и трещин.
Процесс укладки дорог по этой технологии требует очень точного соблюдения пропорций и условий. Это единственное уязвимое место литого асфальтобетона, несоблюдение норм приводит к ухудшению прочностных характеристик бетонного покрытия.
Оформление дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Еще одно преимущество литого покрытия – декорирование, что существенно расширяет возможности его использования:
- оформление тротуаров;
- дорожек;
- аллей.
На проезжей части дороги цветной асфальтобетон используется для нанесения разметки – пешеходный переход, разделительные полосы. Декоративный эффект получается путем рифления, тиснения, вмешивание в состав цветных минералов.
Технологией окрашивания допускается добавление в состав минералов:
- цветной щебень, размер до 5 мм;
- песок из известняка, гранита, клинкера, мрамора;
- пигменты-колеры: цинковые белила, окись хрома, крон, сурик;
- битумы осветленные и синтетические – чтобы получить более светлое покрытие.
Эта технология повышает себестоимость покрытия, поэтому используется редко, распространение получил другой способ:
- Цветную крошку вмешивают непосредственно в покрытие в процессе укладки асфальта, а не смешивают со всеми компонентами на первоначальном этапе.
- Крошка присутствует только в верхнем слое, благодаря чему достигается максимальное окрашивание и снижение себестоимости работ.
Вывод
Различные типы асфальтобетона позволяют применять материал строго по назначению. В результате получается покрытие, которое служит продолжительное время без капитального ремонта. В данной статье было рассмотрено несколько основных видов асфальтобетона. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.